УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Стратегической целью управления рисками является обеспечение финансовой устойчивости Банка. Разработанная система управления рисками представляет собой комплекс мер и решений по идентификации, мониторингу, оценке всех материально значимых видов рисков, определению их приемлемого уровня, осуществлению мероприятий по ограничению (лимитированию) каждого вида риска.

В соответствии с требованиями законодательства и Устава Банка, Наблюдательный совет утверждает Политику по управлению рисками и капиталом, которая предусматривает координацию действий для развития системы управления рисками, последовательное совершенствование методологии, стандартизацию и автоматизацию процессов управления рисками. При Наблюдательном совете действует Комитет по управлению рисками, который оказывает содействие Наблюдательному совету в осуществлении надзора за системой управления рисками в Банке, эффективной идентификацией, измерением и контролем рисков.

По каждому значимому виду риска создана система управления, обеспечивающая адекватную оценку риска и включающая меры по его ограничению. Банк сопоставляет объем принимаемых рисков с размером собственного капитала, обеспечивая его достаточность на уровне, соответствующем требованиям Банка России и позволяющем Банку исполнять свои обязательства, в том числе ковенанты контрагентов, и поддерживать эффективное использование капитала.

 


Риски
Определение Меры по снижению / минимизации
Кредитный риск Риск потерь, возникающих в результате неисполнения обязательств заемщиками или контрагентами.

На экономическое состояние большинства компаний в 2020 году оказала влияние глобальная пандемия коронавирусной инфекции. Введенные со второго квартала 2020 года ограничения, призванные сдержать распространение коронавирусной инфекции, привели к снижению дохода части компаний из сегмента малого и среднего бизнеса, и их работников. Падение цен на сырьевые товары и снижение деловой активности отразились на снижении дохода компаний из сегмента крупного бизнеса.

Банк отреагировал на рост кредитного риска более осторожной политикой по одобрению кредитов и предоставлением заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию, отсрочек как в рамках собственных, так и в рамках государственных программ.

К концу 2020 года подавляющее большинство отсрочек, пик предоставления которых пришелся на второй квартал 2020-го, закончили свое действие, и, по предварительным данным, 93% клиентов, кому были предоставлены отсрочки, вернулись в график погашения кредитов. Это свидетельствует об эффективности данной меры.

Начиная, ориентировочно, с июня 2020 года были запущены государственные программы поддержки кредитования населения и бизнеса путем субсидирования процентных ставок, которые стали определяющим фактором для развития стандартных программ кредитования населения и МСБ во втором полугодии.

К концу 2020 года Банк снял часть ограничений кредитной политики, введенных во втором квартале 2020 года, но в целом, по состоянию на начало 2021 года она остается более сдержанной, чем в начале 2020 года. Высокий уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией свидетельствует о повышенном кредитном риске как в розничном, так и в корпоративном сегменте, несмотря на ожидание возобновления экономического роста в 2021 году.

В кредитовании крупных корпоративных заемщиков Банк стремится увеличить в портфеле долю заемщиков с высоким кредитным качеством. В кредитовании МСБ Банк развивает внутренние статистические модели оценки риска, основанные на анализе денежного потока заемщика, и в 2020 году, несмотря на рост кредитного риска, запустил новую программу кредитования внешних клиентов на основании анализа не столько официальной отчетности, сколько оборотов клиента по расчетным счетам. Ранее такой продукт был доступен лишь клиентам, обслуживаемым в Банке.

В кредитовании физических лиц основу кредитного портфеля Банка составляет ипотека и беззалоговые кредиты зарплатным клиентам. В условиях 2020 года эти сегменты оказались менее подвержены росту просрочки, чем автокредитование и беззалоговое кредитование клиентов, не имеющих зарплатных зачислений в Банке.

В целях управления кредитными рисками, возникающими при проведении операций с контрагентами (кредитными организациями, финансовыми компаниями и корпоративными контрагентами), Банк использует систему лимитов, ограничивающих максимально возможный объем кредитных рисков на них при проведении:

  • операций предоставления кредитов / размещения денежных средств в депозиты;
  • сделок купли / продажи финансовых активов, в том числе валюты, при которых возникает кредитный риск на контрагента при проведении расчетов;
  • сделок РЕПО;
  • сделок с внебиржевыми производными контрактами;
  • операций, предполагающих размещение остатков на корреспондентских и иных счетах в кредитной организации-контрагенте;
  • иных операций, приводящих к возникновению кредитных рисков для Банка.

Соответствующие лимиты на контрагентов устанавливаются решениями уполномоченных органов Банка по результатам дистанционного анализа кредитного качества организации (анализа отчетности и любой доступной для Банка финансовой и нефинансовой информации). В течение срока действия лимитов проводится мониторинг кредитного качества контрагентов. Данные, полученные в результате мониторинга, используются для оценки рисков сотрудничества с контрагентами.

Банк придерживается консервативного подхода при оценке рисков по операциям с контрагентами, минимизация кредитных рисков достигается за счет преимущественной работы с наиболее надежными контрагентами с высокими кредитными рейтингами. При проведении обеспечиваемых сделок отдается предпочтение наиболее ликвидному обеспечению.

Риск ликвидности Риск потерь, возникающих в результате несовпадения сроков требования по активам со сроками погашения по обязательствам.

Управление ликвидностью Банка основано на обеспечении такого уровня резервов ликвидности, который позволит выдержать в течение определенного периода неожиданный отток средств клиентов и снижение способности Банка привлекать ресурсы с финансового рынка, вызванные макроэкономическими событиями или событиями, непосредственно связанными с Банком.

В Банке создана многоуровневая система управления ликвидностью, обеспечивающая комплексный подход к контролю, прогнозированию и принятию решений в данном направлении и включающая в себя сценарный подход к определению текущего и прогнозируемого состояния ликвидности.

На протяжении 2020 года общий объем денежных средств и резервов ликвидности Банка был достаточен не только для обеспечения текущей деятельности и возможного незапланированного оттока пассивов, но также позволял при необходимости существенно нарастить активные операции.

Рыночный риск Риск снижения стоимости активов вследствие изменения рыночных факторов

В 2020 году глобальная конъюнктура определялась влиянием пандемии коронавирусной инфекции на экономику и рынки. Для поддержания финансовой стабильности регуляторы многих стран реализовывали масштабные меры поддержки экономики, в том числе монетарное смягчение, фискальное стимулирование, регуляторные послабления и направленное финансирование. Эпидемия вкупе с отсутствуем договоренностей по снижению добычи нефти в первом квартале 2020-го привели к существенным снижению котировок нефти и росту волатильности на мировых рынках. Нефть марки WTI 20.04.2020 года торговалась в отрицательной зоне, достигнув отметки в –37 долларов США. Однако ситуация отрицательных котировок касалась только отдельных контрактов на американский сорт нефти. По сравнению с 31.12.2019 года котировки нефти марок Brent и Urals снизились на 26 и 23% соответственно.

Пандемия, длительное снижение цен на нефть ниже установленного бюджетным правилом, а также сохранение геополитических рисков в связи с избранием президента США привели к тому, что рубль обесценился на 20% по отношению к началу 2020 года.

Процентный риск Риск потерь, возникающих вследствие неблагоприятного изменения рыночного уровня процентных ставок.

Анализ подверженности Банка процентному риску производится на основе прогноза неблагоприятного изменения приведенной стоимости потоков требований и обязательств Банка. В качестве основного критерия оценки процентного риска применяется показатель чувствительности капитала к общему уровню процентных ставок, в качестве дополнительного критерия — показатель чувствительности годового чистого процентного дохода к изменению общего уровня процентных ставок. Для регулирования уровня процентного риска могут применяться:

  • изменение трансфертных цен, базовых ставок и ставок по банковским продуктам, направленное на изменение структуры входящего потока текущих клиентских операций с целью регулирования структуры активов и пассивов;
  • осуществление операций на финансовом рынке, в том числе изменение дюрации портфеля долговых ценных бумаг, привлечение/размещение средне- и долгосрочных межбанковских кредитов с фиксированными ставками, заключение процентных свопов и т.п.

В 2020 году процентные ставки по операциям в рублях заметно снижались. В частности, Банк России снижал ключевую ставку четыре раза в совокупности на 2%. Такая динамика была обусловлена снижающейся инфляцией. Смягчение денежно-кредитной политики было необходимо для борьбы с преобладающими дезинфляционными рисками на фоне мировой пандемии.

По ресурсам в долларах США управление процентным риском рассматривается Банком в разрезе риска на РФ и базисного уровня процентных ставок на международных рынках. Процентные ставки в части маржи за риск на РФ в течение 2020 года снижались, показывая при этом большую волатильность. Банк удерживал на минимальных уровнях разницу между дюрацией активов и пассивов, чувствительных к изменению рисковой составляющей процентной ставки.

Фондовый риск Риск потерь, возникающих вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на торговые ценные бумаги и производные финансовые инструменты.

Для ограничения риска используются:

  • лимиты открытых и суммарных позиций на вложения в ценные бумаги различных эмитентов, на группы ценных бумаг;
  • лимиты на чувствительность к риск-факторам фондового рынка;
  • лимиты на максимальный объем валютирования сделок в течение дня;
  • лимиты на опционную позицию;
  • лимиты «стоп-лосс» по группам ценных бумаг;
  • VaR-лимиты;
  • ежедневный мониторинг величины фондового риска и соблюдения лимитов.

При формировании портфеля ценных бумаг Банк продолжает придерживаться консервативного подхода. Объем лимитов на долевые ценные бумаги остается незначительным относительно общей величины лимитов на ценные бумаги. Основной объем операций с ценными бумагами составляют операции РЕПО. При формировании облигационного портфеля предпочтение отдается бумагам высокого кредитного качества. На 1 января 2021 года 99% долговых ценных бумаг с рейтингом на уровне или выше банка.

Валютный риск Риск потерь, возникающих вследствие неблагоприятного изменения валютных курсов.

Текущее управление валютным риском осуществляется в Банке на ежедневной основе — Банк контролирует соблюдение установленных Банком России лимитов открытой валютной позиции, а также рассчитывает величину валютного риска в установленном Банком России порядке.

Для ограничения валютного риска Банк использует:

  • лимиты на чувствительность к риск-факторам валютного и денежного рынка;
  • лимиты открытых валютных позиций;
  • лимиты срочных валютных позиций;
  • лимиты на опционную позицию;
  • VaR-лимиты;
  • лимит «стоп-лосс».

Основной объем лимитов установлен на твердые валюты. На прочие валюты лимиты незначительны.

Товарный риск Риск потерь, возникающих вследствие неблагоприятного изменения стоимости инструментов товарного рынка.

Для ограничения риска используются:

  • лимиты на чувствительность к риск-факторам товарного рынка;
  • лимиты открытых и суммарных позиций на вложения в отдельные виды базовых активов, на вложения в базовые активы определенной спецификации;
  • лимиты на опционную позицию;
  • лимиты «стоп-лосс» по инструментам товарного рынка;
  • VaR-лимиты;
  • ежедневный мониторинг величины товарного риска и соблюдения лимитов.

Основой объем лимитов открыт на операции с нефтью.

Операционный риск Риск потерь, возникающих в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий

Управление операционным риском заключается в его минимизации за счет разработанных комплексных мер и проведения мероприятий по предотвращению событий или обстоятельств, которые могут быть источником данного риска, а также в страховании тех видов операционного риска, которые не поддаются управлению.

Банк использует два основных подхода к управлению операционными рисками (далее — ОР):

  • нисходящий подход — рассмотрение ОР «сверху-вниз», с точки зрения последствий, к которым приводят или могут привести ОР. Данный подход предполагает сбор статистики о реализации событий ОР в заданном формате, ее обобщение и анализ;
  • восходящий подход – рассмотрение ОР «снизу-вверх», т.е. с точки зрения подразделений, банковских продуктов и процессов. Основное внимание в рамках указанного подхода уделяется выявлению и идентификации факторов риска при проведении экспертизы новых (и изменяемых) продуктов и процессов.

Процесс управления ОР Банка подразумевает:

  • выявление и идентификацию ОР;
  • сбор и регистрацию информации о внутренних событиях ОР и потерях в базе событий ОР;
  • оценку ОР;
  • выбор и применение способа реагирования на ОР по результатам оценки;
  • мониторинг ОР.

В целях минимизации операционного риска устанавливаются лимиты потерь от реализации событий операционного риска по основным направлениям деятельности Банка.

В целях обеспечения непрерывности деятельности и (или) восстановления деятельности Банка в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций разработан ряд мероприятий. Сформированы резервные площадки Банка, на которых оборудованы резервные рабочие места для обеспечения непрерывности критичных бизнес-процессов.

Стратегический риск Риск потерь, возникающих вследствие ошибок, допущенных при принятии стратегических решений.

В целях снижения стратегического риска в Банке действует система стратегического планирования и анализа, охватывающая разработку и утверждение стратегии развития, постоянный мониторинг хода ее реализации и при необходимости уточнение/пересмотр стратегии.

В процессе разработки стратегии Банка определяются стратегические приоритеты развития Банка в целом и в разрезе отдельных направлений деятельности, а также конкретные мероприятия, которые необходимы для успешной реализации стратегических целей. В соответствии с Уставом, утверждение стратегии и определение приоритетных направлений деятельности Банка осуществляет Наблюдательный совет. В целях повышения эффективности и прозрачности принятия стратегических решений при Наблюдательном совете создан Комитет по стратегии.

Регулярный мониторинг хода реализации стратегии включает механизмы обратной связи для уточнения и корректировки стратегических целей и приоритетов, а также анализ состояния внешней среды, в том числе макроэкономический и конкурентный анализы. Для успешной реализации стратегии в Банке внедрена система управления по ключевым показателям эффективности (KPI), работающая на поддержание связи стратегического уровня планирования с оперативным, а также система стратегических проектов, обеспечивающая процесс важнейших качественных изменений.

РАБОТА С КЛИЕНТАМИ — НАЛОГОВЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Банк «Санкт-Петербург» в соответствии с действующим законодательством принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства клиентов (физических и юридических лиц), выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, в том числе по выявлению среди клиентов лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (клиентов — иностранных налогоплательщиков), а именно Глава 4 Налогового кодекса США от 18.03.2010 «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA).

Для целей исполнения требований FATCA Банк «Санкт-Петербург» зарегистрирован в Службе внутренних доходов США (Internal Revenue Service) в статусе Participating Foreign Financial Institution. Глобальный индивидуальный идентификационный номер (GIIN) Банка — TQQXV5.99999.SL.643.

Банком разработан внутренний нормативный документ, устанавливающий порядок запроса у клиентов Банка информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, с целью определения налогового резидентства. Отнесение клиентов к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков осуществляется Банком на основании критериев отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков и способов получения от них соответствующей информации.

Банк на регулярной основе проводит обучение персонала по вопросам установления налогового резидентства и выявления клиентов — иностранных налогоплательщиков.

ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Политика и процедуры Банка по противодействию легализации средств, полученных преступным путем, основаны на соответствующем законодательстве РФ. В Банке разработаны все необходимые внутренние нормативные документы и процедуры, направленные на предотвращение легализации средств, полученных преступным путем, за счет финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Данные процедуры направлены в том числе на минимизацию риска использования Банка в качестве инструмента для легализации средств, защиту Банка от финансовых и репутационных рисков и повышение уверенности в том, что банковские услуги предоставляются только добросовестным клиентам.

Процедуры Банка, связанные с предотвращением легализации средств, полученных преступным путем, за счет финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, кроме прочего, включают в себя такие процедуры, как «Знай своего клиента», выявление подозрительных операций, принятие мер по снижению риска проведения клиентами Банка подозрительных операций, хранение информации. Сохраняется конфиденциальный характер информации, полученной в результате применения процедур противодействия легализации средств, полученных преступным путем. Проводится обучение работников Банка в рамках их компетенций по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ не реже одного раза в год.

Дирекция финансового мониторинга Банка контролирует операции клиентов и деятельность всех подразделений в отношении соблюдения соответствующего российского законодательства о противодействии легализации средств, полученных преступным путем, и за счет финансирования терроризма.